ПИВО БЕЛАРУСИ

первый пивной портал Беларуси (архив за 2002 год)

Его последней каплей было 2 литра пива.... >>>Еще приколов!!!

НАШЕ ПИВО

НОВОСТИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
СОРТА, ЭТИКЕТКИ
ИСТОРИЯ
ЧТО ТАКОЕ ПИВО
СЛОВАРЬ ПИВНЫХ
ТЕРМИНОВ
БЛЮДА ИЗ ПИВА
ГДЕ ВЫПИТЬ

РЕЙТИНГ ПИВА

ПРОГОЛОСУЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ

С УЛЫБКОЙ О ПИВЕ

АНЕКДОТЫ
АФОРИЗМЫ
СТИХИ И ПЕСНИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОПРОС
ОБМЕН ССЫЛКАМИ
ПОДПИСКА НА НОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ

ЕЩЕ ПИВО

СТАТЬИ
ССЫЛКИ
ЗА ПРЕДЕЛАМИ
БЕЛАРУСИ
ОБМЕНЯТЬСЯ ССЫЛКАМИ МОЖНО ЗДЕСЬ

 

“Оливария” может раствориться в “Балтике”

Еще два года назад знатоки в горячий летний полдень или, наоборот, после рабочего дня, в прохладце, не знали сомнений:

- Кружечку (бутылочку) “Лидского”, “Оливарии”.

Сегодня повсюду “Балтика”, и любители не возражают. “Балтика” хоть и дорога, но ощутимо лучше. Что произошло? Ведь Беларусь – страна, где традиции пивоварения уходят в древность, где пивовары – отменные мастера.

Отставим в сторону кружку нашего, планомерно отступающего под напором “Балтики”, пива и попытаемся разобраться в проблеме.

Вот сухие цифры. По сравнению с первым полугодием 1999 года производство упало на 6 процентов. Президент ассоциации "Белпиво", объединяющей 16 крупнейших заводов, Петр Чигирин считает, что для многих предприятий оставшийся ресурс составляет 2 - 3 года. Потом они вынуждены будут перейти на розлив минеральной воды или выпуск более прибыльных напитков. Пострадают не только любители пива, но и государственная казна, регулярно получающая доходы с подакцизной продукции. Столь пессимистичный прогноз связан, прежде всего, с тем, что в ближайшие годы в России, Украине и Прибалтике производство пива удвоится, и дешевая продукция захлестнет наш рынок.

Выдержать столь мощную конкуренцию смогут в лучшем случае единицы отечественных предприятий.

Связанная по рукам регулируемым ценообразованием отрасль с изношенными на 80 процентов основными фондами оказалась на грани банкротства. В то время как аналогичные российские заводы, пущенные в "свободное плавание", благодаря зарубежным инвестициям и технологиям наращивали производство, активно переоснащались и завоевывали рынки сбыта, наши проедали оборотные средства и теряли спрос на свою продукцию.

Сейчас рентабельность пива составляет в среднем от минус 2 до плюс 5 процентов, чего не хватает даже на выплату достойной зарплаты. Взять кредиты предприятия не могут, так как основные гаранты производственных фондов по несколько раз заложены в различных банках. Понятно, что о модернизации производства речь, увы, не ведется.

В ассоциации "Белпиво" уже не сомневаются в том, что годовой план по выпуску продукции - 28,8 миллиона декалитров - выполнен не будет. Для этого уже в первом полугодии надо было бы увеличить производство минимум на 30 процентов. С треском проваливается и программа развития пивоварения на ближайшие пять лет, главная цель которой - обновление предприятий и ежегодное производство хмельного напитка до 50 миллионов декалитров. Привлечь иностранных инвесторов не удалось, поэтому основные средства для ее выполнения пивзаводы должны изыскать за счет основной деятельности. Но большинство их сегодня в убытках. Хотя импортное пиво реализуется по более высокой цене, оно благодаря более высокому качеству постепенно вытесняет с рынка продукцию отечественного производителя.

Это особенно видно на примере санкт-петербургского пива 'Балтика", завоевавшего устойчивый спрос и выгодно отличающегося, по отзывам потребителей, постоянством качества, широким ассортиментом. Неудивительно, что поставки российского пива растут - в "Белпиве" их объемы оценивают уже в несколько миллионов декалитров. Хотя, по официальным данным, завоз его за 5 месяцев составил не более 50 тысяч. Удельная же доля экспорта в производстве белорусских пивоваров за 5 месяцев составила в среднем около 5 процентов, тогда как несколько лет назад доходила до 40.

Наши производители дорого заплатили за поблажки сельхозпроизво-дителям. Регулярное отступление от стандартов качества при закупке в колхозах и совхозах пивоваренного ячменя не лучшим образом сказалось на достоинствах белорусского пива.

В прошлом году пивзаводы вынуждены были принимать в основном кормовой ячмень, однако даже таким сырьем хозяйства не отоварили полученные весной авансы. Неизвестно, вернут ли они переработчикам и нынешние полуторамиллиардные платежи. Стоит только удивляться мастерству наших пивоваров, которые, работая с таким сырьем, сумели завоевать медали на международных смотрах.

То, что сегодня отрасль находится в упадке, косвенно подтверждает красноречивая разница в потреблении пива белорусами и жителями других стран. В среднем житель нашей страны выпивает за год лишь около 27 литров отечественного хмельного напитка – вдвое меньше литовца, втрое – чеха и в пять раз – немца. Этот недостаток с лихвой “компенсирует” водка, которой на каждого из нас – даже младенца (!) – приходится по 11 литров.

Недавно ассоциация “Белпиво” обратилась а правительство с просьбой поддержать белорусские пивзаводы. Основным спасательным кругом в сложившейся ситуации отечественные товаропроизводители считают отпуск цен на пиво до уровня его 40-процентной рентабельности на время выполнения республиканской программы развития пивоварения. Возможно, стоит взять на вооружение и российский опыт стимулирования пивоваренной отрасли путем снижения акцизов. Появившиеся у предприятий средства позволили бы переоснастить производство, без чего о белорусском пиве в скором будущем придется забыть.

Лилия ХЛЫСТУН, “СБ”.